Про ханч.

После пяти лет в совковом МГУ, переход в другое место учёбы - это очень занимательный опыт. У Сколтеха, где я сейчас учусь, есть много очевидных плюсов, вроде великолепного кампуса, восхитительной стипендии и того, что я ((пока)) не вижу нафталиновых слепых лекторов, совершенно не понимающих ничего в современной науке и индустрии. Но свои приколы у Сколтеха тоже есть, о которых я сейчас и буду вещать вникуда.

Небо над Сколтехом в пятницу вечером

Небо над Сколтехом в пятницу вечером

В начале обучения всем новопоступившим (пекусам, как это называется на жаргоне Сколтеченцев) надо пройти курс под названием Innovation Workshop. Этот курс был создан в сотрудничестве с MIT, на вводной лекции нам называли имена каких-то очень внушительных, хотя и никому из присутствующих не известных, создателей. Те, кто его прошёл,говорят, что он помог им найти цель в жизни, обрести любовь, увеличить член ровно на 4 сантиметра (девушкам на 10) и познакомиться с потрясающими людьми, с которыми потом можно делать стартапы, бухать и курить кальяны.

Бантик - коридоролекторий, в котором читаются лекции IW

Бантик - коридоролекторий, в котором читаются лекции IW

При этом у курса есть несколько раздражающих особенностей, на которые глава курса отвечает, что это всё Pedagogical design, мы ничего не понимаем и так и должно быть. К примеру, курс длится 5 дней в неделю, с 8:30 по 17:30, а то и дольше. Отмечаться надо обязательно, потому что если ты не отметишься, то получишь Non-Attendance Point, а десять НАПов (в масштабах месячной длительности курса это не так уж и дофига, в день можно набрать до трёх) означает, что курс не будет зачтён и его нужно будет перепройти через год.

Статистика по странам поступивших в Сколтех студентов

Статистика по странам поступивших в Сколтех студентов

Кроме того, всем нужно общаться на английском, потому что примерно четверть поступивших - иностранцы (хорошее объяснение) и потому что только через шоковую терапию и language barrier мы сможем научиться хорошо работать в команде (плохое объяснение). Цитата, ставшая мемом - "If you are speaking Russian, you are stealing the future from your colleagues!" В итоге, получается, что если в команде нет иностранцев, но есть особенно замотивированные девочки с Life Sciences (это биологи такие, наименее технические из всех студентов нашего технического института), мы будем ломать язык и общаться на ломаном английском. Зато я научился быстро и доходчиво объяснять что угодно кому угодно, пользуясь словами "put", "this", "fucking", "thing" и "here".

Кроме того, очень много времени занимают лекции на всякие не особенно интересные и абстрактные темы. На них рассказывают о том, как хорошо быть умелым и обаятельным, как плохо быть неумелым и необаятельным, какие мы все умелые и обаятельные, раз мы поступили в Сколтех и какими мы станем умелыми и обаятельными, когда выпустимся из Сколтеха. Не, там есть, конечно, полезные фрагменты - например, нам нормально так объяснили как защищать своё IP, как себя вести при управлении проектами, рассказали про Agile и Waterfall, но пока что из примерно 30 часов подобных лекций (свечку не держал, я хз сколько они длились на самом деле) полезного времени было всего лишь часов пять. Остальное - сомнительно работающая мотивация, которая скептически настроенных меня и двух моих товарищей из МГУ заставила разве что бровь приподнять. Но я МГУшник, бесполезные лекции это не то чтобы новость, так что пофиг, листаем мемы, балдеем от отсутствия Ложкина.

Некоторые лекции кроме пустоты по наполнению отличались ещё безалаберным исполнением. Была лекция по ораторскому искусству, на которой мы клевали носом. Была лекция про составление презентаций, где десять (!) раз встречалась Пережатая Картинка С Красным Человечком. Постоянно шрифты менялись - с Times New Roman на Calibri и обратно, иногда текст вставлялся в виде такого же пережатого скриншота - в общем, слушать временами тяжело.

Тот самый красный человечек с яндекс картинок

Тот самый красный человечек с яндекс картинок

Центральное понятие лекций - это так называемый ханч. Ханч (от англ. Hunch) - это такое вдохновение, идея, лампочка над головой, которая наполовину является формулировкой проблемы, которая у тебя есть, а наполовину - решением этой проблемы. Не факт, что решение работает, это не так важно - ханч - это про интуицию, а не про логику. Проверка работоспособности идеи - это следующий этап, этап прототипирования, так что о нём мы пока что не думаем.

Надо сказать, что этот самый ханч давно стал внутрисколтечным мемом. От старичков иногда можно услышать IW'шные присказки вроде Quick lunch for a great hunch и прочее.

Ханч!

Ханч!

Курс состоит из двух частей. Сначала нам читают лекции и проводят так называемые Quick Success, а потом нас делят на максимально разношёрстные по составу команды и нам надо за три недели сделать свой стартап. Но чтобы сделать свой стартап, нужна идея стартапа, ханч, так что чтобы в нас эту идею разжечь и замотивировать сделать что-то прикольное, каждый день первой недели нас случайным образом делили на команды и отправляли на коротенькие (каждый - часов по пять-шесть) курсы, на которых мы чё то делали. Это самое чё то могло быть чем угодно. Кому-то не повезло и они пошли на QS по Interstellar Communication, который являлся glorified уроком английского и не понравился вообще никому, кто туда ходил, кому-то повезло умеренно и они ездили в лабу делать своими руками ДНК-тест на отцовство (прикольно, но немного не мой профиль) и так далее.

Мне очень сильно повезло и все три посещённых Quick Success'а у меня были потрясающими. Один из них был про роборуку с двумя степенями свободы - после краткой вводной про то, как работают роботы и какая за этим стоит математика, нам надо было аналитически решить forward и inverse kinematics problem, написать код на питоне, который бы решал эти задачи и потом, наконец, залить код в малинку, подключённую к роборуке и заставить её нарисовать фломастером какую-нибудь картинку.

Ректор Сколтеха, нарисованный роборукой

Ректор Сколтеха, нарисованный роборукой

Второй Quick Success у меня был в так называемой FabLab. Фаблаба (Fabrication Laboratory) - это здоровенная лаба в подвале Сколтеха, наполненная материалами, станками индустриального класса, в которой работают инструктора и в которой при наличии доступа (получить можно если пройти инструктаж) можно сделать что угодно. Например, там есть штук двадцать 3D-принтеров, несколько 3D-сканеров на лидарах, две лазерных установки для резьбы по дереву, современные токарные станки с ЧПУ, установка для отливки пластика, принтер на платах для печати микроконтроллерах - в общем, вообще всё, что угодно. Там мы с командой делали двигатель Стирлинга, убив на это часов восемь. Но я не против - это было очень интересно и плюс у меня теперь есть доступ к лазерной установке, так что теперь я могу вырезать всякую прикольную дрянь из дерева. Кайф же!

Двигатель стирлинга, сделанный нами. Вся работа по дереву была сделана мной.

Третий QS у меня назывался BeDance. Хронологически я пошёл на него первым, но поскольку он является ключевой частью рассказа, опишу я его только сейчас. Один выпускник магистратуры Сколтеха, Сергей Блинцов, ещё во время учёбы сделал свой стартап - приложение для учёбы танцам, использующее камеру для оценки танцев. Внутри крутится нейронка, которая делает pose estimation, какие-то хитрые алгоритмы для pose matching и большущая база размеченных танцев. На самом QS мы занимались похожей задачей - используя Mediapipe, надо было написать прототип приложения для подсчёта подъёмов гантелей, числа прыжков в минуту и сравнения двух танцев. Наша команда победила, сделав первое и третье, самое сложное задание.

Катя, которая сделала три четверти работы, демонстрирует поднятие гантелей

Катя, которая сделала три четверти работы, демонстрирует поднятие гантелей

И вот тут вот я и почувствовал что-то похожее на тот самый ханч, про который так долго говорили большевики. Мне захотелось потыкать Mediapipe побольше и попробовать сделать какую-нибудь демку. И демку I did, что называется.

BeatPython - теперь вы можете beat своего python где угодно!

Вчера, проснувшись в десять и сев за компьютер в час, я по быстрому, часов за пять, накатал простенькую игрушку на pygame, вроде Beat Saber, но с плохим трекингом, в 2D и, как бы, на pygame. Но кайфанул я невероятно - потому что появилась идея, всю неделю (со вторника по субботу) я думал, как бы было бы прикольно её реализовать, потом за какое-то смешное время её сделал и вот она, работает, кто угодно может потрогать, скачать и помахать руками перед экраном. Это ли не ханч, переросший в прототип, который я потом доделаю и, возможно, родится что-то действительно прикольное?

Конечно, IW только начался, завтра начнётся всего лишь вторая из пяти недель, нас поделят на команды и мы будем пытаться придумать стартап, который мы сможем сделать за месяц, учитывая компетенции всех участников команды, но я уже готов сказать, что то, что я увидел, при всех его минусах, оказалось очень увлекательно и полезно.

Даже несмотря на неакадемичность курса.

2022-09-12